АВТОВАЗ отказывается от поквартальной индексации оплаты труда и заменяет фиксированную ежемесячную премию переменой частью зарплаты, которая будет зависеть от производительности и качества труда. Информация об этом содержатся в презентации, представленной в конце июня на собрании акционеров автозавода, которая оказалась в распоряжении газеты Известия.
В презентации сообщается, что еще в 2014 году на АВТОВАЗе предполагалась ежеквартальная индексация зарплаты на 0-3%. Однако теперь автогигант отказывается от такого механизма в пользу разового ежегодного повышения зарплат на 6%: в 2015 году такое повышение состоялось 1 июня. В независимом вазовском профсоюзе Единство отмечают, что изначально индексация зарплат была закреплена в коллективном трудовом договоре.
Было прописано, что зарплаты могут индексироваться в соответствии с показателями роста цен в нашем регионе, которые ежеквартально отслеживаются и оглашаются правительство Самарской области, рассказывает глава Единства (входит в Межрегиональный профсоюз работников автопрома, МПРА) Петр Золотарев.
В пресс-службе АВТОВАЗа сообщили, что коллективный договор между работниками был пересмотрен при участи доминирующего вазовского профсоюза (входит в Федерацию независимых профсоюзов) и администрации АВТОВАЗа. Отказ от инфляционной индексации в компании называют вынужденной мерой.От индексации отказались потому, что в рамках заключенного соглашения [коллективного договора] изменился принцип повышения заработной платы работникам, сообщает пресс-служба автогиганта.
Из отчета перед акционерам также следует то, что АВТОВАЗ упраздняет фиксированные ежемесячные премии, составлявшие 28-34% от ставки работника. Вместо этого остается только переменная часть оплаты труда, причем решение о начислении этой части будет приниматься на основе производительности и качества труда конкретного работника. Информацию о процентном соотношение базовой ставки к переменной в АВТОВАЗе предоставить не смогли, заметив, что сейчас проводится ревизия профессий и вводятся новые критерии для формирования переменной части зарплаты.
Показатели ее формирования и в настоящее время определяются качеством работы, производительностью и соблюдением трудовой дисциплины. В рамках формирования новой системы вознаграждений, которая в настоящее время разрабатывается, предполагается уточнить количество показателей, а также оптимизировать соотношение постоянной и переменной частей заработной платы с учетом лучших практик компаний, работающих в автомобильной отрасли, поясняет представитель АВТОВАЗа.
По словам Петра Золотарева, сейчас переменная часть зарплаты составляет половину дохода работника. Гарантированная часть оплаты труда составляет порядка 50-60% от общего заработка работника, а все остальное премиальные и доплаты за вредность, выслугу лет и пр. Для примера, в среднем для работника низшего звена при общем ежемесячном доходе 20 тысяч рублей примерно 10-8 тысяч рублей это доплаты и премии, объясняет П.Золотарев.
По мнению профсоюзного лидера, критерий производительности и качества труда, который вводит администрация для принятия решения о начислении переменной части зарплаты, весьма расплывчатые понятия. Фактически усложняется получение премии работником, убежден он.
Для российского автопрома ситуация, при которой присутствует переменная и постоянная части зарплаты, нормальная. Однако соотношение должно быть значительно перевешено в пользу неотторгаемой части, полагает представитель калужского отделения Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) Дмитрий Кожнев. У нас в законодательстве не прописана обязанность индексировать зарплату на величину инфляции, за исключением бюджетников. Также по трудовому праву гарантируется минимальный (сейчас 5965 рублей) размер оплаты труда, ниже которого работодатель не имеет право опускаться. А вот размер премии это на его усмотрение. Однако для решения этого вопроса и нужны коллективные действия работников при участии профсоюза, говорит Кожнев. Мы в свое время добились, что премия во всех заводах, в которых мы заключали коллективные договоры, была включена в оклад. К примеру, на Benteler Automotive (поставляет подвеску и элементы пассивной безопасности) и на заводе Volkswagen в Калуге премия не превышает 6%.
Помимо этого, АВТОВАЗ отказался от выплаты ежегодной 13-й зарплаты, в конце 2014 года ее получили порядка 5 тысяч человек. Тогда президент Бу Андерсон отмечал, что этот механизм стимулирования сотрудников довольно затратный для компании и требует около 1 млрд рублей. Сейчас вместо годовой зарплаты будут начисляется бонусы два раза в год: 15 июля и 15 декабря.
Ранее выплаты [13-й зарплаты] фактически не зависели от результатов деятельности компании, а являлись дополнительным пособием для сотрудников. Коллективным договором предусматривается переход от системы пособий к системе зарабатывания вознаграждения в зависимости от результатов хозяйственной деятельности компании. При этом руководители могут получить вознаграждение за достижение финансовых результатов, после подведения итогов календарного года, а рабочие и специалисты два раза в год, начиная с результатов первого полугодия. Таким образом, основным критерием для выплаты вознаграждения за достижение финансовых результатов рабочим и специалистам является результат деятельности компании и отсутствие у сотрудника грубых нарушений дисциплины, объяснили на АВТОВАЗе.
На предприятии также сообщили, что по итогам 2015 года планируются бонусы для менеджмента компании. Этот инструмент поощрения не упраздняется, но размер бонуса будет зависеть от итогов года.