Балтийский банк намерен обанкротить предприятия группы СТК петрозаводского дилера Nissan, Mitsubishi, Datsun, Ford, Renault, Chevrolet и Opel, который в 2003 году вышел на петербургский рынок. Автохолдинг с годовым оборотом в 5 млрд рублей задолжал банкам более 2,5 млрд рублей.
Как пишет издание Деловой Петербург, Балтийский банк подал иски о банкротстве двух из девяти структур крупной карельской автодилерской группы СТК ООО СТК-Альфа (дилер Nissan, оборот в 2014 году 612 млн рублей, займы и кредиты 200 млн) и ООО СТК-Астра (дилер Opel, оборот 450 млн рублей, долги 250 млн). К остальным компаниям банк адресовал уведомление о намерении подать иски о банкротстве до конца ноября. После этого иск к группе и ее совладельцам подал Сбербанк: он взыскал долги с них в третейском суде, а 11 ноября предъявил решение суда к принудительному исполнению в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В банках и в компании ситуацию пока не прокомментировали.
Группа СТК была создана в Петрозаводске в 1991 году на базе комсомольского спортивно-технического клуба (СТК). Начав со станции техобслуживания (а также собственной охранной фирмы Лионс для решения вопросов с криминальным миром), к середине 1990-х компания обзавелась собственным авторынком первым в Карелии. Первый дилерский контракт фирма заключила в 1999 году с Suzuki Motor Finland. Затем в 2003 году с Renault, и тогда же группа СТК начала строить автоцентр Renault и Nissan площадью 6,9 тыс. кВ.м. в Петербурге. Этот центр был открыт в конце 2004 года, к тому времени группа имела контракты также с Nissan, Ford, Mitsubishi и Chevrolet. С началом кризиса группа отказалась от дилерства Renault в Петербурге и отдала весь автоцентр под Nissan, что сделало ее крупнейшим дилером этой марки в городе. А в 2014 году автохолдинг сделал в Петербурге ставку на возрожденный бренд Ниссана Datsun.
Сегодня владельцами группы являются, по данным СПАРК, местные предприниматели Олег Зобин, Леонид Мартынов, Андрей Чернобай и Владимир Распутин. Общий оборот группы в 2014 году при долговой нагрузке в 2,5 млрд рублей составил около 5 млрд рублей. Из них более 2 млрд выручки принес петербургский автоцентр ООО СТК-центр.
По мнению экспертов авторынка, проблемы СТК скорее общие для всех автодилеров, нежели частные. Падение авторынка очевидно и бесспорно, ни один дилер не может достоверно прогнозировать спрос и в соответствии с этим делать закупки машин на склады. А это сказывается на возможностях обслуживать старые долги, которые есть у всех, рассуждает региональный директор Автомотоклуба Николай Степанов. Но у них крепкий тыл, ведь они являются практически монополистами по своим маркам в Петрозаводске, да и в Петербурге у них дела идут довольно успешно. Главное их преимущество это хороший портфель брендов. Nissan, Toyota, Ford это марки, имеющие очень высокий уровень локализации, что позволяет им поддерживать конкурентные цены в условиях нестабильности рубля.