АВТОВАЗ в апреле устранил существовавший с осени 2014 года дефицит массовых моделей Lada. По данным дилеров АВТОВАЗа, ранее дилерские складские запасы составляли 0,5-0,7 среднемесячных продаж, сейчас они на стандартном, 1,2-1,5-месячном уровне, пишет газета «Ведомости». Для сравнения: в феврале в России было продано 23639 автомобилей Lada, в марте – 27423 штуки, по данным Ассоциации европейского бизнеса. Дилерская сеть получила необходимое количество автомобилей, чтобы АВТОВАЗ смог достичь целевого показателя – 20-процентной доли рынка, сказал представитель АВТОВАЗа.
В 2014 году продажи Lada в России упали на 15% до 387307 штук, доля рынка сократилась на 0,9 п. п. до 15,5%, по данным АЕБ. В 2015 году АВТОВАЗ рассчитывает продать в России 325-350 тысяч автомобилей (минус 10-16%), говорил в марте президент концерна Бу Андерссон.
В прошлом году дефицит автомобилей Lada у дилеров не позволил АВТОВАЗу в полной мере воспользоваться всплеском спроса, возникшим благодаря возобновлению госпрограммы обновления автопарка (с сентября) и резкой девальвации рубля (в ноябре-декабре). «Дефицит был связан с резким изменением экономической ситуации в стране, что непрогнозируемо повлияло на работу локальных производителей комплектующих», – объясняет представитель АВТОВАЗа. Некоторые контрагенты завода тогда не смогли быстро перестроиться под увеличившийся заказ от АВТОВАЗа или приостановили отгрузку, не договорившись с автозаводом о ценах. Кризис поставщиков, в частности, привел к тому, что АВТОВАЗ договорился с «Ростехом», что получит часть производственных активов одного из крупнейших поставщиков – группы ОАТ (входит в «Ростех»).
Но не всех дилеров радует устранение дефицита Lada. «Дефицит был сильным психологическим стимулом для покупателей, которые рассуждали так: нет машин в наличии, значит, много желающих их купить, поэтому нужно тоже брать, – говорит один из собеседников «Ведомостей». – Сейчас, когда дефицита уже нет, мы ощущаем резкое падение спроса».
В марте российский авторынок сузился на 42,5%, продажи Lada – на 26%, по данным АЕБ. В апреле общие продажи машин сократятся примерно на 40%, продажи Lada будут лучше рынка, считает источник в одной из дилерских компаний. Рубль стабилизируется, иномарки, резко подорожавшие из-за девальвации, постепенно дешевеют, а цены на автомобили АВТОВАЗа по-прежнему ниже, чем у конкурентов, объясняет он. По его словам, в общении с дилерами руководство завода обещает не увеличивать цены до конца 2015 года (с начала года они поднимались дважды), если не будет сильных валютных колебаний. «АВТОВАЗ работает в условиях жесткой конкуренции, но ориентирован на достижение 20-проентной доли рынка, что и определяет ценовую политику бренда», – сказал на это представитель завода.
Другой дилер считает, что АВТОВАЗ, даже несмотря на более низкие в сравнении с иномарками цены, будет испытывать сильное давление из-за общего падения спроса, пока на рынке не появятся новые модели Lada Vesta (выпуск начнется в сентябре 2015 года) и Lada Xray (старт – в декабре).