• Николай
  • 1 мин. чтения
  • Статьи

АВТОВАЗ может выкупить бизнес своего крупнейшего поставщика

АВТОВАЗ может стать совладельцем ряда предприятий группы «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). Как пишет «РБК» со ссылкой на свои источники, соглашения о намерениях о сделке АВТОВАЗа и ОАТ планируют подписать в начале этой недели. Автопроизводителю может перейти 99% ЗАО «Мотор-Супер» (Тольятти), 40% ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» (ДААЗ, Ульяновская область), 25% ЗАО «Сердобский машиностроительный завод» (СМЗ, Пензенская область), 20% ОАО «ОСВАР» (Владимирская область), 15% «Росавтопласт» (Тольятти) и 10% «Вазинтерсервис» (ВИС, Тольятти), говорит один из собеседников «РБК». Второй источник сообщил, что окончательная схема сделки пока не утверждена.

ОАТ – крупнейший российский холдинг по производству автокомпонентов и крупнейший поставщик АВТОВАЗа. Под управлением группы находятся 13 предприятий в пяти регионах России. На них, по данным самой группы, изготавливается более 4 тысяч наименований деталей, которые стоят во всех моделях АВТОВАЗа, ГАЗа, УАЗа, а также в автомобилях Nissan Almera, Teana, X-Trail, Renault Sandero и «КАМАЗ». По данным СПАРК, выручка в 2013 году – 137,5 млрд. рублей, чистая прибыль – 56 млн. рублей.

Акционеры ОАТ не раскрываются. Источник, близкий к ОАТ, утверждает, что холдинг полностью подконтролен госкорпорации «Ростех». Представитель «Ростеха» подтвердил «РБК», что госкорпорация через входящую в нее компанию «Оборонпром» владеет долей в ОАТ, но размер этой доли не назвал.

По информации источников, знакомых с деталями готовящейся сделки, в собственность АВТОВАЗа также может перейти 100% совместного предприятия CIMOS-ZKS, учредителями которого являются тольяттинское ООО «Завод климатических систем» (ЗКС, пять лет назад на него приходилось около 70% поставок кондиционеров АВТОВАЗу) и словенская компания СIMOS d.d. По данным СПАРК, в 2014 году 100% CIMOS-ZKS принадлежало кипрской Lada International.

Источники говорят, что сделка неденежная: АВТОВАЗ получит актив через внесение в уставный капитал компаний, входящих в ОАТ, принадлежащего автозаводу оборудования, которое сейчас находится у этих компаний в аренде. Также в счет сделки может пойти заем, который АВТОВАЗ предоставил ОАТ на пополнение оборотного капитала в конце 2014 года – это около 2 млрд. рублей, полагает один из собеседников.

В пятницу заявление на увольнение написали гендиректор ОАТ Михаил Кучинский, почти все его заместители и несколько менеджеров, в том числе пресс-секретарь. Команда М.Кучинского была против управления ОАТ совместно с АВТОВАЗом, рассказали собеседники «РБК».

ОАТ был создан «Ростехом» (владеет 32,87% Alliance Rostec Auto, которой принадлежит 74,51% капитала АВТОВАЗа) в 2008 году для объединения крупнейших поставщиков АВТОВАЗа, КАМАЗа и других автопроизводителей страны. Крупнейшим производителем автокомпонентов в России ОАТ стал только в 2010 году, когда завершил приобретение активов самарской группы СОК, в прошлом контролировавшей порядка 35% поставок АВТОВАЗа. Сумма сделки тогда оценивалась в 150-200 млн. долларов.

СОК был вынужден продать свой автокомпонентный бизнес вскоре после того, как в 2009 сорвал график поставок на АВТОВАЗ. Но переход поставщиков автозавода под контроль государства не решил проблему. Так, в октябре прошлого года ОАТ поднял цены на автокомплектующие и сорвал график поставок, из-за чего четыре дня простаивало производство автомобилей Kalina и Granta. Кроме того, это привело к недокомплекту при сборке 10 тысяч машин. Одной из причин, по которой АВТОВАЗ решил выкупить поставщика, стала необходимость избежать подобных проблем в будущем, рассказывают собеседники «РБК».

Переговоры о покупке ОАТ АВТОВАЗ ведет с конца прошлого года, рассказывали несколько топ-менеджеров тольяттинского автозавода и его поставщика. Возможность покупки холдинга автозавод рассматривал еще в 2010 году, вскоре после того как он выкупил автокомпонентный бизнес группы СОК. АВТОВАЗ даже получил разрешение на проведение этой сделки в ФАС, но по неизвестным причинам она так и не состоялась.

Исторически автокомпонентный бизнес СОК был сформирован на базе бывших активов АВТОВАЗа, в частности «Мотор-супер», ДААЗ и ВИС, которые были выделены из автозавода в самостоятельные структуры еще при бывшем основном владельце и председателе совета директоров автозавода Владимире Каданникове. Оборудование при этом оставалось в собственности АВТОВАЗа и сдавалось СОК в аренду. По такой же схеме автокомпоненты производились и на СМЗ, ОСВАРе и «Росавтопласте», говорят источники. По их словам, АВТОВАЗ разрывает договоры аренды и обменивает их на долю в предприятиях.

Вернуть АВТОВАЗу активы, ранее выведенные с его баланса, – идея президента автозавода Бу Андерссона (вступил в должность в январе 2014 года). До сих пор компания вернула только одно предприятие: в ноябре 2014 года АВТОВАЗ выкупил у «Ростеха» ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ). Сумма и детали сделки не разглашались.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest